Американский инвестиционный фонд Noble Capital подал в федеральный суд США иск о взыскании с России $225 млрд по царским долгам, предлагая погасить их за счёт замороженных суверенных активов. Эксперт объяснил, как этот козырь могут использовать против Росии.
Инвестиционный фонд Noble Capital обратился в федеральный суд США с требованием взыскать с Российской Федерации 225 миллиардов долларов по долговым обязательствам царского правительства. Как выяснил РБК, истец предложил погасить историческую задолженность за счёт суверенных российских активов, заблокированных на территории Соединённых Штатов.

В исковом заявлении фонд также требует ввести запрет на распоряжение этими активами до полного урегулирования претензий и назначить внешнего управляющего для контроля над замороженными средствами. Партнёр, руководитель практики разрешения споров юридический фирмы Арт де Лекс Артур Зурабян в беседе с Царьградом отметил, что с правовой точки зрения, у данных требований нет практически никаких перспектив. Всё говорит против истца: и истекшие сроки давности, и суверенный статус русских активов, на которые пытаются обратить взыскание, и негативная судебная практика США — тот же фонд Nobel Capital уже безуспешно пытался предъявить аналогичные претензии по историческим облигациям Китая.
Однако, скорее всего, цель этого иска не в правовой победе, а в политико-финансовой игре. Его можно использовать как инструмент для попытки пересмотра статуса замороженных российских активов — представить дело не как национализацию суверенной собственности, а как взаимозачёт одних государственных обязательств (царских долгов) против других (заблокированных средств). Таким образом, иск становится козырем для переговоров, а не реальным правовым механизмом.
Это скорее некий козырь для игры, но не правовой инструмент. Потому что с точки зрения права тут всё против заявителя,
— говорит Зурабян.

Этот вопрос был окончательно урегулирован ещё в 1933 году соглашением между СССР и администрацией Рузвельта. Согласно ему, активы царской России на территории США перешли американской стороне, а СССР, как правопреемник, был освобождён от обязательств перед держателями царских облигаций. В дальнейшем США самостоятельно, за счёт этих самых активов, рассчитывались со своими гражданами, имевшими претензии к Российской империи. Последнее судебное требование по таким долгам было рассмотрено и отклонено в 1957 году, и с тех пор подобные иски не поднимались.