
ЕПЕлена ПетроваОбозревательЧерез полгода начала топливного кризиса Минэнерго признало очевидное: как не ругай независимые АЗС, как не стращай их ФАС, цены медленнее от этого расти не будут. Бензин будет дорожать. Но и новый индекс инфляции вряд ли поможет.
Елена Петрова, Татьяна Свиридова
Топливным ценам на АЗС разрешат расти по-новому
Через четыре месяца острейшего топливного кризиса и бессчетного количества заседаний по путям его преодоления Минэнерго признало очевидное: сохранить старую договоренность с продавцами топлива не удастся. Она действовала, как минимум, с 2023 года и предполагала, что цены на солярку и бензины не будут расти выше официальной потребительской инфляции.
Украинские дроны кардинально изменили ситуацию в стране. И ни демпфер, который выплачивает государство нефтяным компаниям, ни акцизы не помогают. Не подействовали и угрозы со стороны ФАС в адрес владельцев АЗС. Не были услышаны и призывы не поднимать цены на топливо. И даже по прошествии высокого туристического сезона и сбора урожая некоторое снижение происходит крайне медленно.
Биржевые цены на топливо пошли вниз, но маржа в рознице как была отрицательная, так и осталась. За литр АИ-92 владельцы АЗС доплачивают ₽1,2. АИ-95 по-прежнему товар убыточный, маржа составляет один рубль. 95-го не хватает, и в некоторых регионах сохраняется дефицит.
— Надо отметить, что и крупные компании переживают не лучшие времена. Дисконт на поставки нефти на экспорт рекордный. Если раньше крупные компании могли покрывать убытки в рознице на АЗС за счет прибыльного экспорта нефти, то сейчас больших прибылей нет. Тогда за счет чего покрывать эти издержки? В данный момент это актуально не только для независимых компаний, но и для ВИНКов (вертикально-интегрированные нефтяные компании. — Прим.ред.). Лишних денег в нефтянке нет, — констатирует доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов.

Почему владельцев АЗС не устраивает потребительская инфляция?
Профильное министерство признало, что рост цен на топливо в этом году превысит потребительскую инфляцию почти в 2,64 раза — бензин и солярка подорожают на 14% против запланированной инфляции в 5,3%. В такой ситуации размахивать дубинкой ФАС не имеет никакого смысла. Владельцы АЗС не смогут пойти навстречу государству при всем своем горячем желании и не снизят цены.
— Если вы тратите на производство товаров больше, чем вы за него получаете, то какой смысл производить вам этот товар или его реализовывать? Поэтому мы видели, что возникал дефицит на сетях АЗС в некоторых регионах, — напоминает эксперт Андрианов.
Минэнерго предлагает ввести «расширенный индекс ценового давления».

Что такое ИЦД?
40% веса нового индекса составляет повышение заработной платы и МРОТ, которые в 2026 году вырастут на 7,1%.
В новый индекс хотят включить и другие коэффициенты: четверть индекса займут акцизы. Кредитная нагрузка составит 2%, повышение тарифов ЖКХ — 13%. Транспорт оценивается в 10%, инвестиции в основные фонды — 10%
По данным Минэнерго, композитный индекс инфляции на 2026 год составит 5,7%, что выше прогноза по ИПЦ (4%).

Зачем нужен новый индекс?
По расчетам министерства, новый индекс позволит бензину подорожать не на 4%, которые предписал на 2026 год потребительской инфляции ЦБ, а на 5,7%. И тот, и другой показатель — это чистая теория.
2024 год страна закончила с 9,2%, этот год — в лучшем случае 7%, а пока годовая инфляция стремится к 8%. Но следуя логике чиновников, топливо должно дорожать быстрее, чем растут в цене потребительские товары и услуги. Примерно так, как они растут в промышленности, поскольку именно инфляция производителей взята за основу нового инструмента.
Это предложение не новое. С ним выходил два месяца назад Топливный союз, но тогда Минэкономразвития отвергло инициативу с ходу — нет таких данных в Росстате. Сегодня ведомство резко изменило свое мнение. Эксперт Валерий Андрианов считает новый заход разумным:
— По негласным договоренностям, цены должны ориентироваться на уровень потребительской инфляции. При этом себестоимость и производство, транспортировка, хранение зависят не от потребительской инфляции, а от инфляции в производственном секторе. Получается, что постоянно растут затраты у самих компаний на получение топлива, на его реализацию, но при этом они вынуждены сдерживать цены.

Факиры на час: почему новое предложение по ценам рассчитано на короткий срок
Новая инициатива — последнее из того немногого, что власти могут предложить, чтобы выйти из кризиса. Проблема с индексом, на который возлагается надежда, в том, что по сути это показатель промышленной инфляции, у которой есть своя особенность, говорит главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев:
— Цены производителей более волатильны. В отличие от потребительских, они иногда снижаются достаточно сильно. И если взять даже не долгосрочную, а среднесрочную перспективу, то рост цен будет примерно одинаковый.
Иными словами, новый индекс — это не решение проблемы с топливом, а попытка выйти из сложного положения. По какой-то причине власти не могут признать, что рост цен на бензин и солярку в стране значительно опережает другие товары и услуги. Никаких других путей, кроме того, что население заплатит, нет. И зачем тогда нужны эти танцы?

Бензин будет дороже, приготовьтесь
Топливо в стране будет дорожать, и новый индекс в краткосрочной перспективе только ускорит этот процесс, говорят эксперты. Этого мнения придерживаются и те, кто считает переход на новый инфляционный инструмент правильным, и те, кто думает, что это ближе к басне Крылова про музыкантов.
— Для потребителей это скорее негативный факт, поскольку это может привести к повышению цен на топливо. Но в принципе мы в любом случае увидим это повышение, оно и так идет выше уровня инфляции, потому что невозможно идти против объективных законов экономики, — говорит Валерий Андрианов.
Эксперты предрекают, что цены на топливо с введением промышленной инфляции вырастут на 15-17%. Но проблема сейчас в другом. Если инфляционные качели уйдут вниз, что будут делать владельцы АЗС? Неужели дадут стране дешевый бензин?
— Когда цены производителей начнут падать, придется брать их за ориентир. А вот трудно будет себе представить, что цены на АЗС должны падать. Тогда владельцам АЗС надо брать другой аргумент: да, они падают, но это же вообще никуда не годится! Везде цены растут, а что, на топливо они будут снижаться? Ситуация будет такая, — рисует картину из близкого будущего Игорь Николаев.
Сейчас власти фактически признают, что вернуть вспять цены на топливо не удастся. Но хорошего выхода просто не существует, потому что альтернатива дорогому топливу — это директивные цены. А их страна в состоянии предрецессии позволить себе не может.
На это денег просто нет.