Люди, пережившие клиническую смерть, рассказывали об ощущении небывалой лёгкости, об отсутствии страха и боли, о голосах родственников, которые звали их с собой. А как можно объяснить клиническую смерть с точки зрения религии? Об этом — ниже.
В разговоре с корреспондентом «Царьграда» иерей Русской Православной Церкви, настоятель Георгиевского храма в подмосковном Нахабино отец Павел (Островский) отметил, что вопрос клинической смерти Церковь каким-то особым образом не комментирует, так как он никакого глобального отношения к духовной жизни не имеет. По его словам, мы веруем во Христа, который воскрес из мёртвых, то есть в жизнь вечную. Поэтому человек, который в какие-то сложные моменты будто бы находится на пороге жизни и смерти, всё равно живёт.
Порог жизни и смерти — это сама смерть. По той причине, что смерть — это рождение в вечную жизнь,
— подчеркнул священник.
Он пояснил, что если человек перешагнул этот порог, значит, он на нём стоял. Если же нет — подошёл близко, но на порог не поднимался. Отец Павел напомнил, что учёные в этих случаях говорят, что, возможно, тут имеет место работа подсознания, так как мозг продолжает функционировать. Есть разные моменты и точки зрения в научных кругах. Однако для христианина, с учётом свидетельств апостолов, видевших Христа воскресшим, все эти мнения несущественны, так как мы верим в вечную жизнь.
Это не является ни доказательством вечной жизни, ни его, так скажем, доказательством того, что ничего нет. То есть наша вера христианская на этом никак не строится, как и в принципе на чудесах она не строится,
— сказал священнослужитель.
По его словам, люди, пережившие что-то подобное, исходят из своего опыта и опираются на него. Отличие верующего человека лишь в том, что он, в отличие от неверующего, переживает эти события и свои впечатления по-христиански.

Отец Павел напомнил, что наше тело, пока душа в нём находится, служит ей. Как только душа с телом расстаётся, само по себе оно уже никакого значения не имеет. Мы с почтением относимся к телам людей и обряду погребения. Но сам человек уже в тот момент в теле не находится.
Его сознание, его душа идёт в мир, который от нас скрыт, о котором апостол Павел сказал, что Бог предусмотрел для нас нечто лучшее, нам неоткрытое, как конкретно и что именно будет происходить после смерти,
— отметил священник.
По его мнению, это сделано разумно, чтобы у людей не возникало ненужных страхов и домыслов, а фраза «Поживём — увидим» в этом случае — самая логичная. Отец Павел сказал в заключение: самое простое, что мы должны приводить себе на ум, это то, что смерть точно будет, что Христос воскрес из мёртвых, и то, что поживём и увидим, как это будет хорошо.
Ректор Института христианской психологии, священник Русской Православной Церкви, писатель, психолог и общественный деятель отец Андрей (Ларгус) подчеркнул, что существуют разные точки зрения на тот опыт, о котором рассказывают люди, пережившие клиническую смерть. Но этот опыт не признан православной Церковью как достоверный, поэтому и объяснений к нему не существует.