Для ума и души на Рублевке: в парке Малевича показали русский авангард в современной интерпретации

Рустам Шагиморданов В конце августа в подмосковном парке Малевича состоялся первый фестиваль современной культуры «Малевич». Мероприятие, посвященное русскому авангарду, собрало более 30 тыс. гостей. Организатором выступило АНО «МосОблПарк» при кураторстве бюро «Никола-Ленивец» и поддержке Министерства культуры и туризма Московской области. В ходе события выяснилось, что идеи столетней давности могут быть актуальными и доступными для самой широкой аудитории: от искушенных ценителей искусства до семей с детьми.

Центральным элементом фестиваля и его главным художественным приобретением стал «Супрематический лес» — новая работа знаменитого художника Николая Полисского, созданная специально для парка. Грандиозную инсталляцию высотой более 12 метров сплели из двух тысяч лещин, продолжив традицию художника по работе с натуральными материалами в арт-парке Никола-Ленивец.

Доминантой композиции стал объемный черный куб — скульптурная интерпретация «Черного квадрата» Казимира Малевича. Внутри куба благодаря игре света и тени возникал эффект бесконечной глубины, притягивавший зрителей и предлагавший им не просто увидеть, но и пережить опыт погружения в знаковый символ. Важно, что, в отличие от многих временных фестивальных объектов, «Супрематический лес» остается в коллекции парка, становясь его новой постоянной доминантой.

Оживление паблик-арта

Одной из самых сильных сторон фестиваля стал кураторский подход, рассматривавший существующую коллекцию паблик-арта не как статичную экспозицию, а как живую сцену для высказываний. Эту задачу решила программа «Ноль форм, ноль чувств», курируемая Кариной Хворостовой.

Арт-объекты парка были «оживлены» перформансами, превратившись в полноценных соучастников действия. Скульптура Игоря Шелковского «Человек бегущий» стала сценой для авангардных поэтических чтений «Победа над августом» с участием Егора Зайцева, Антона Кирилловского, Софии Петровой и Анны Потебни, а затем — площадкой для японской танцевальной практики буто под руководством хореографа Никиты Петрова.

Объект Леонида Тишкова «Частное солнце» трансформировался в пространство для сторителлинга «Зеленый лес — красное солнце» о художнике Михаиле Матюшине в постановке Александры Никитиной. Здесь же состоялась театрализованная читка манифеста Малевича «Лень как действительная истина человечества» режиссера Полины Кардымон.

У арт-объекта «Человек сидящий» была представлена аудиовизуальная инсталляция Олега Макарова и Николая Попова, созданная в коллаборации с инженерами Центра электроакустической музыки. Она работала два дня, предлагая зрителям цифровое переосмысление скульптуры.

Просвещение и музыка

Фестиваль удачно сочетал эстетический опыт с глубокой просветительской составляющей. Образовательная программа «Причем тут Малевич?» под кураторством арт-критика Ирины Герасимовой собрала ключевых современных интерпретаторов авангарда — искусствоведа Кирилла Светлякова, куратора Центра «Зотов» Дмитрия Никишова, музейного архитектора Юлию Наполову и самих создателей парка — Ксению Новохатько и Ирину Горлову.

Музыкальная программа, курируемая Иваном Полисским и разместившаяся на фиджитал-сцене «Квадрат звука» от Radugadesign, стала мостом между эпохами. Визуальный контент на основе композиций Малевича 1915-1917 годов вел прямой диалог с живым звуком. В течение двух дней на сцене сменяли друг друга хип-хоп, неофолк, джаз, электронная и современная академическая музыка.

Первый фестиваль «Малевич» можно смело назвать успешным пилотным проектом. Как отметила генеральный продюсер фестиваля Юлия Бычкова, команда работала «с большим искусством для неподготовленного зрителя», и это удалось. Фестиваль выполнил важнейшую урбанистическую функцию — не просто собрал людей в парке, но и наполнил его территорию новыми смыслами, «обжил» существующие арт-объекты и подарил парку новый ключевой акцент — «Супрематический лес». Остается надеяться, что фестиваль действительно станет ежегодным, как анонсируют организаторы, и будет развивать заложенную в этом году концепцию.

Средний рейтинг
Еще нет оценок

От Emmanuel